Анализ учебно-воспитательного процесса
за 2013-2014 учебный год
Прошедший 2013-2014 учебный год был направлен на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Вносились корректировки в программную документацию по внедрению стандартов нового поколения, разработаны количественные и качественные критерии оценки освоения профессиональных и общих компетенций. Апробированы и при необходимости скорректированы механизмы и процедуры оценки. Выявлены положительные и отрицательные стороны разработанного материала. Определены способы устранения недостатков, внесены необходимые изменения.
Учебная и учебно-производственная работа
В течение учебного года проводился мониторинг обязательных результатов обучения студентов учебным дисциплинам, профессиональным модулям, их составляющим (МДК, учебной и производственной практик). Структурными элементами мониторинга являлись следующие виды контроля:
- входной контроль в начале учебного года (определение степени устойчивости знаний обучающихся, планирование мер по устранению выявленных пробелов в процессе обучения).
Результаты: КУ- 0,14, КК- 0,05
- промежуточная аттестация (проверка уровня знаний и умений, оценка освоения общих и профессиональных компетенций).
Результаты: КУ- 1 . КК- 0,28
- итоговая аттестация (определение соответствия результатов освоения студентами основных образовательных программ, соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта) Результаты выпуска студентов: КУ- 1, КК- 0,75 .
Результаты мониторинга показателей обучения учебным дисциплинам и профессиональным модулям
Виды контроля
|
2012-13 учебный год
|
2013-2014 учебный год
|
КУ
|
КК
|
КУ
|
КК
|
Входной контроль
|
0,29
|
0,08
|
0,14
|
0,05
|
Промежуточная аттестация
|
0,98
|
0,36
|
1
|
0,28
|
Итоговая аттестация
|
1
|
0,70
|
1
|
0,75
|
Сравнительный анализ результатов мониторинга 2012-13 и 2013-14 учебных годов показал, что уровень обучения в 2013-14 учебном году повысился при проведении итоговой аттестации выпускников: оценка уровня освоения дисциплин, компетенций обучающихся (в качестве внешних экспертов привлекались работодатели, преподаватели смежных дисциплин) соответствовала уровню профессиональной подготовки выпускников к условиям их будущей профессиональной деятельности; уменьшилось качество подготовки обучающихся при проведении промежуточной аттестации. Намечены меры по устранению недостатков, корректировке работы ИПР.
Результаты итогов обучения
Показатели
|
2012-13 учебный год
|
2013-2014 учебный год
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Количество обучающихся на начало учебного года
|
396
|
-
|
385
|
-
|
Количество обучающихся закончивших на 4 и 5
|
42
|
11
|
31
|
8
|
Количество неуспевающих обучающихся
|
53
|
13
|
49
|
13
|
Отсев
|
34
|
9
|
68
|
17
|
Сравнительный анализ итогов 2012-13 и 2013-14 учебных годов показал, что результаты обучения в 2013-14 учебном году ниже по показателям отсева обучающихся из-за недостаточной профориентационной работы педагогического коллектива с будущими абитуриентами, работы с обучающимися, пропускающими занятия, их родителями, КДН и ЗП и ОВД, так же отсутствие возможности профессионального отбора абитуриентов.
Качество профессиональной подготовки остается стабильным с несущественным снижением количества выпускников с повышенными разрядами из-за повышения установленного разряда по ФГОС профессии Повар, кондитер. В 2013 году увеличился процент выпускников выпущенных с дипломами «с отличием», что свидетельствует о повышении качества образования. Все выпускники выполнили выпускную практическую квалификационную работу на рабочих местах и учебных мастерских согласно утвержденному графику.
Хорошую профессиональную подготовку обучающихся отмечают работодатели, члены государственной комиссии.
Результаты итоговой аттестации
Показатели
|
2012-13 учебный год
|
2013-2014 учебный год
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Количество выпускников
|
91
|
-
|
123
|
-
|
Количество выпускников с дипломами с отличием
|
7
|
8%
|
4
|
3%
|
Количество выпускников с повышенными разрядами
|
31
|
34%
|
9
|
7%
|
Количество выпускников выполнивших ВПКР на «4» и «5»
|
|
|
96
|
78%
|
Учебно-материальная база училища обеспечивает проведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НПО по всем профессиям, позволяет реализовывать образовательные программы начального профессионального образования. Для обеспечения качественного проведения производственного обучения были приобретены оборудование, режущий и мерительный инструменты.
Для совершенствования учебного процесса в кабинеты приобретено мультимедийное оборудование, в читальном зале библиотеки работает электронная библиотека.
В 2014 году трудоустроено 80 выпускников, в том числе по профессиям:
Трудоустройство выпускников в 2014 году
Профессии
|
Кол-во выпускников
|
Трудоустроено
|
Призвано в ряды РА
|
Поступили в ВУЗы, ССУЗы
|
Другие причины (декретный отпуск, переезд и др)
|
210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры
|
13
|
5
|
-
|
1
|
4
|
2.4 Сварщик
|
12
|
8
|
4
|
-
|
-
|
190631.01 Автомеханик
|
29
|
22
|
6
|
-
|
1
|
34.2Повар, кондитер
|
38
|
29
|
6
|
3
|
3
|
260807.01 Повар, кондитер
|
14
|
10
|
-
|
2
|
2
|
151902.03 Станочник
|
17
|
6
|
5
|
4
|
2
|
Всего
|
123
|
80
|
21
|
8
|
12
|
Производственное обучение и производственная практика проходили в 73 организациях и частных предприятиях. Прохождение производственной практики и производственного обучения подтверждено договорами общими с училищем и индивидуальными. Мастера производственного обучения в обязательном порядке отчитываются требуемыми документами (отчет, расцеховка, договор, дневник).
Заключены новые договора на прохождение производственной практики с предприятиями города. В наших планах увеличение количества баз, заключение договоров с крупными предприятиями.
Контроль обучающихся на производственном обучении и производственной практике осуществляли мастера производственного обучения, старший мастер, заместитель директора по производственной работе. Особое внимание уделялось обучающимся, которых мастера п ставили под особый контроль.
Областная олимпиада профессионального мастерства проводилась по профессии: «Сварщик». Результаты олимпиады рассмотрены на цикловых методических комиссиях, педагогическом совете, предложены мероприятия по улучшению качества профессиональной подготовки обучающихся.
Для улучшения работы по проблеме успеваемости в текущем учебном году проводились заседания ученическо-педагогической комиссии. Но, в большинстве своем, на заседаниях рассматривались неуспевающие обучающиеся. Недостаточное внимание ученическо-педагогической комиссией уделялось работе с обучающимися по повышению успеваемости, направлению обучающихся для получения повышенных разрядов, дипломов «с отличием».
Для усиления эффективности работы ученическо-педагогической комиссии необходимо:
- Содействовать стремлению обучающихся к успешному обучению, получению более высоких результатов.
- Начать работу с прогнозирования желаемого результата на полугодие каждого обучающегося.
- На основании индивидуальных прогнозов сформировать прогноз группы.
- Через каждые два месяца отслеживать результаты (освещать на экране успеваемость, посещаемость, участие в мероприятиях).
- Создание «ситуации успеха», ведение обучающихся с 1 курса на получение диплома «с отличием», повышенного разряда;
- Подведение итогов на ученическо-педагогической комиссии.
Способствуют повышению интереса к профессии конкурсы профессионального мастерства, декады по профессиям, активная работа со службой занятости, ССУЗами.
Повышается количество выпускников, поступивших в СУЗы.
Наряду с положительным ростом качества профессиональной подготовки имеются недостатки.
Снижается контингент обучающихся. Это обусловлено как объективными причинами, такими как сложившаяся демографическая ситуация, так и недоработками коллектива ИПР.
Учебно-воспитательная работа
В воспитательной стратегии училища центральное место занимает
формирование и развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма,
духовно-нравственных ценностей, трудолюбия. Воспитание разносторонне
развитой личности успешно реализуется во внеучебной деятельности.
Воспитательная работа строится на основе плана воспитательной работы,
разрабатываемого на учебный год
В системе воспитательной работы представлены следующие направления:
- Патриотическое и гражданское воспитание
- Духовно-нравственное воспитание
- Профессионально-трудовое воспитание 4.Эстетическое воспитание
5. Здоровый образ жизни и физическое воспитание.
Центральное место в структуре учебно-воспитательного процесса занимает патриотическое воспитание и является главным ориентиром в гражданском становлении обучающихся. В течение учебного года успешно реализовывалась Программа патриотического воспитания. Эффективно велось у обучающихся формирование патриотических чувств и гражданской позиции с участием в таких, мероприятиях, как месячник военно-патриотического воспитания, Единый всероссийский урок «Здоровые дети -в здоровой семье», Урок мужества «Пусть будет ясным небо вечно.. .(встреча с ветеранами локальных войн), кинолекторий «Последний солдат Афганистана», «Этот День Победы...», Видеолекторий «Честь имею!», «конкурс патриотической песни «Армейский экспресс», общеучилищная линейка, посвященная Дню защитников Отечества и Дню победы «Мы помним имя твое, солдат», участие в областном конкурсе «Гимн чести, мужеству и славе», круглый стол «Экстремизм - религиозный, политический
Пути выхода и решения», конкурс плаката «Поклонимся великим тем годам»; посещение обучающимися учебных групп музея ветеранов Афганистана и локальных конфликтов.
Воспитательная работа планировалась на основе анализа учебно-воспитательной деятельности, с учетом поставленных целей и задач воспитания. На основе перспективного плана разрабатывались ежемесячные планы воспитательной работы в училище и учебных группах.
В организации воспитательной работы в учебном году активно использовалась коллективная форма: проведение и участие в различных акциях. Так, с большим интересом у обучающихся прошли акции: «Мемориал». Возложение цветов к памятным доскам воинам-защитникам Отечества, «Поздравь ветерана!», «Подари радость детям», антинаркотическая акция «Здоровая молодежь - богатство России», «Первокурсник».
Участие в акциях - это показатель организации коллектива группы, мотивированности каждого обучающегося на выполнение коллективного дела, степени включенности мастера, классного руководителя в дела группы; взаимодействие актива, мастера и классного руководителя.
В рамках популяризации профилактики здорового образа жизни
были проведены:
адаптационный день первокурсников включил в себя классный час в группах «Здоровый образ жизни»;. общеучилищные учения по ГО и ЧС;
уроки безопасности с приглашение на них сотрудников правоохранительных органов и МЧС;
профилактические беседы врача-нарколога с родителями и обучающимися училища;
диспут: «Всемирный день борьбы со СПИДом;
встреча обучающихся, педагогов училища, родительской общественности по предупреждению ДТП с Главным государственным инспектором
безопасности дорожного движения по г. Омску и уроки ПДД, которые провела инспектор по пропаганде ОГИБДД Закладная О.Н.;
профилактическая беседа с обучающимися «Правопорядок - Каникулы» с приглашением сотрудника ГИБДД;
лекция «Введение в трезвую жизнь» (специалисты РОО «Трезвый Омск»);
семинар «Профилактика ВИЧ инфекций» ( специалисты БУЗОО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»);
лекторий «Семейные ценности в современном российском обществе» (специалисты РОО «Омское родительское собрание»);
лекция «Здоровье молодежи» (специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков»);
социально-психологический тренинг профилактики наркомании в студенческой среде.
На базе училища проходят тренинговые занятия специалистов Омского Областного центра социально-психологической службы
несовершеннолетним и молодежи (на сплочение коллектива «Мы -команда», тренинг по профилактике агрессивного поведения и формированию навыков конструктивного взаимодействия, тренинг по профилактике табакокурения «Мой выбор - жизнь без сигаретного дыма»).
В организации воспитательной работы нашли отражения мероприятия традиционных форм: торжественные линейки, посвященные Дню знаний, Дню защитников Отечества, Международному женскому дню 8 марта, Дню Победы, Дню защиты детей. В этом учебном году, 2 сентября 2013г. прошел Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.
Одним из важных направлений в нашей работе является развитие познавательной активности, воспитание культуры поведения и культуры общения подростков. Этому были посвящены следующие мероприятия: день финансовой грамотности; посвящение в первокурсники; диспут «Речевой этикет»; лекторий «Души моей царицы»: А.С.Пушкин и женщины рода Романовых»; участие в культурно-просветительском проекте «Омская культура в лицах»: «Такая разножанровая жизнь...»; участие в областных молодежных конференциях; участие в областном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание: православные духовные основы, традиции, опыт».
Традиционно, в училище действует такая форма работы с подростками, как создание Студенческого Совета.
Сегодня Студенческий совет является одной из форм самоуправленческой деятельности училища, состав которого сформирован их обучающихся двух курсов. Участие ребят в старостате способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях. Можно сказать, что такая форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся способствует формированию определенных умений и навыков, необходимых для личностного роста, а также для того, чтобы стать во главе коллектива и добиться в дальнейшем профессионального роста.
Целью нашей образовательной организации является целостное развитие человека с сохранением его психофизического здоровья, развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в училище условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья. Результаты, проведенного исследования обучающихся свидетельствуют о том, что больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушениями зрения, осанки. Чаще всего обучающиеся пропускают занятия из-за респираторных и инфекционных заболеваний. Сохранению и укреплению здоровья
обучающихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания молодежи в училище:
- проведение медосмотра обучающихся;
- учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;
- нормализация учебной нагрузки обучающихся;
- организация горячего питания;
- применение здровьесберегающих технологий в учебном процессе.
В БОУ НПО «Профессиональное училище № 21» ЗОЖ идет через: -информационно-профилактическую работу (беседы, праздники, выпуск газет, конкурсы рисунков и т.д.);
- уроки по основам знаний проводятся с использованием презентаций, которые делают занятие интересным, запоминающимся, наглядным;
- разработан календарный план спортивно-массовых мероприятий, куда включены: товарищеские встречи, спортивные праздники;
- накапливается практический материал: вставки о здоровье на уроках, доклады, рефераты.
На уроках физической культуры преподаватели формируют одно из основных составляющих ЗОЖ - это двигательную активность, уделяя большое внимание подвижной игре, в которой можно участвовать, не имея предварительной подготовки.
Она помогает формировать - личность и характер обучающихся. Поэтому наши ученики с удовольствием участвуют во всех спортивных мероприятиях. Таким образом, в распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их — значит не решать главную задачу образования — подготовку обучающихся к самостоятельной жизни.
В течение учебного года проводились мероприятия по организации природоохранительной деятельности обучающихся под руководством преподавателя биологии:
- эколого-просветительская акция «Экологическая этика»;
- экологическая акция «Чистый город», которая включает в себя и проведение субботников;
- «День птиц»;
- размещение на информационных стендах училища печатных, фотоматериалов экологической направленности;
- озеленение и содержание цветников на территории училища.
По состоянию на март 2014г. отремонтирована комната славы, приобретены выставочные стенды. Определен руководитель по сбору материалов истории училища и системы начального профессионального образования - преподаватель истории Куликовская Ольга Петровна. Открытие комнаты славы администрация училища планирует на 2016-2017 учебный год. В мае открылась экспозиция, посвященная 70-летию училища.
Периодически выпускались стенные групповые газеты, посвященные Дню учителя, 20-летию Конституции РФ, выпуску 2013г., Дню защитников Отечества, Международному женскому дню 8 марта, 70-летию училища, Дню Победы.
Составной органической частью училища является библиотека, под руководством Казанцевой И.И.,- которая принимает активное участие в учебном и воспитательном процессе. С этой целью оформляются книжные выставки и проводятся мероприятия, которые помогают обучающимся осознать свое место в жизни, стремление узнать больше о себе, о мире, о времени в котором живем, чувства причастности к истории страны, края.
Продолжилось успешное сотрудничество с Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, с Центром по работе с детьми и молодежью ОАО г. Омска, БОУ «Дом учителя и детского творчества» в рамках областного фестиваля художественного творчества «К новым творческим вершинам», областного конкурса по военно-патриотическому воспитанию «Патриот Отечества», участием в областном творческом конкурсе рисунков «Гимн чести, мужеству и славе».
В течение всего учебного года велась работа с родителями. Во всех учебных группах проводились родительские собрания с разными повестками дня: обсуждались вопросы посещаемости и успеваемости обучающихся, сроки прохождения практики, сроки сдачи экзаменов, проблемы взаимоотношений подростков и взрослых.
Одним из направлений воспитательной работы училища является профилактика правонарушений, девиантного поведения. В рамках данного направления использовались различные виды и формы профилактических мероприятий:
выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите; оказание материальной помощи; привлечение к участию в общественной работе; профилактические беседы; встречи со специалистами здравоохранения;
профилактические беседы с участием сотрудников правоохранительных органов;
классные часы по правовому воспитанию;
работа по графику Совета по профилактике правонарушений с участием представителей правоохранительных органов.
Несмотря на это, из общего количества обучающихся состоят на учете: - в образовательной организации - 18; -в комиссии по делам несовершеннолетних - 12;
-в УВД России по Омской области - 4; -имеют судимость - 3.
Низкий уровень социальной незащищенности и социального неблагополучия обучающихся училища создает проблемы в учебно-воспитательном процессе училища.
Отсюда, можно отметить отдельные проблемы в воспитательной работе: высоко количество подростков с отклонениями от норм поведения, с повышенной агрессивностью и нежеланием следовать нормам морали. Это вызывает сложности в организации учебно-воспитательного процесса, требует индивидуальной работы всего коллектива;
необходимо постоянное содействие педагогического коллектива росту уровня воспитанности обучающихся, формирование у подростков широкого круга интересов;
Затрудняет организацию досуговой деятельности обучающихся длительная реконструкция актового зала.,
Исходя из вышесказанного, в 2014 - 2015 учебном году следует сосредоточиться на решении следующих задач:
1. продолжить дальнейшее совершенствование форм и методов учебно- воспитательного процесса, повышение качества профессиональной подготовки выпускников;
2. продолжить работу по межведомственному сотрудничеству с организациями г. Омска и Омской области по профилактике негативных социальных явлений среди обучающихся училища;
3. направить усилия инженерно-педагогического коллектива на сохранность контингента и снижение отсева обучающихся;
4. продолжить работу по формированию у обучающихся активной жизненной позиции, гражданственности; чувства патриотизма.
Методическая работа
В целом, методическая работа в 2013-2014г была направлена на обеспечение качества обучения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
На 2013-2014 учебный году были определены следующие направления и задачи работы:
продолжить создание условий введения ФГОС СПО;
создать условия для повышения квалификации педагогов в разных формах, в том числе дистанционных;
создать условия для повышения качества обучения через работу педагогов по единой методической теме, использование современных педагогических технологий, дифференциацию обучения;
обеспечить методическую помощь педагогам в повышении качества проводимых занятий через использование современных педагогических технологий;
обеспечить участие педагогов в различных конкурсах.
организовать работу ШМП;
подготовить документы по лицензированию профессий «Токарь» и «Контролер СМР».
Проведённая работа позволила реализовать поставленные задачи на 2013-2014 учебный год
Выполнен план повышения квалификации – 7 чел. Аттестованы на
В категорию- 1чел, на соответствие занимаемой должности- 24 чел.
Прошли стажировку на предприятиях 4мастера и 3 преподавателя
Методическая работа училища реализовалась через деятельность методических объединений. За учебный год проведены следующие мероприятия: декады по профессиям и дисциплинам, конкурсы профессионального мастерства, викторины, деловые игры, КВН.
Обучающиеся под руководством О.В.Голубевой приняли участие в олимпиаде по Биологии, в интернет олимпиаде» Эрудиты планеты», под рук О.И.Еремеко и Н.М. Журавлевой в олимпиаде по Математике
Подготовлена учебно-программная документация для лицензирования профессий «Токарь» и «Контролер СМР»
Приняли участие Н-П конференции НОУ- 6 обучающихся -3 из них лауреаты. Рук. Работ: Е.В.Тюфякова, И.Н.Быкова, Н.Л.Шершнева, Н.А.Рябуха, Н.В.Вяткина.
Приняли участие в конкурсе «Эврика» рук Е.В.Тюфякова
Разработаны локальные акты: «Положение о текущей и промежуточной аттестации», «Положение о ГИА», «Положение о производственной практике», «Положение об ИУП», «Положение о ФОС», «Положение о стажировки»
Подготовлено и проведено заседание областного методического объединения преподавателей и мастеров по профессии «Повар» и Областного методического объединения преподавателей Физики и Математики, на которых выступили с докладами по обмену опытом Н.А.Рябуха, Н.В.Вяткина, Н.П.Гострая, Е.Б.Жусупова, О.А.Тропезникова. Провела открытое занятие О.В.Голубева.
Приняли участие в 5 всероссийском заочном конкурсе пректно-исследовательских работ студентов под руководством мастера Н.А.Рябуха и преподавателя М.Е.Дойникова
Приняли участие в смотре –конкурсе научно методического обеспечения учебно-воспитательного процесса :
Комплекты КОС ПМ (Е.В.Тюфякова, И.Н.Быкова, э.Х.Ханникова, М.Е.Дойникова, Е.В.Аксенова)
Учебно-методическое пособие Э.Х.Ханникова
Методические материалы «Разработка тестовых заданий» Н.П.Гострая, И.О.Алтухова
Задачи методической работы на 2014-2015г:
Продолжить работу педагогического коллектива по единой методической теме «Современные подходы к образовательному процессу в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения».
- Разработка учебно-методических комплексов по ПМ и УД
- обеспечение роста профессиональной компетентности преподавателей за счёт развития условий непрерывного самообразования и повышения квалификации ИПР;
- активизация проектной и инновационной работы преподавателей, повышение их мотивации к участию в профессиональных конкурсах, проведению мониторинговых исследований результатов педагогической деятельности;
- оказание адресной методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения на теоретическом и практическом этапах аттестации, в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
- внедрение передового педагогического опыта и современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
Текст доклада доступен по ссылке |